Originally posted by cyn_u3_monopa at Привоз
Я не одессит, хотя и родился в Одессе и родители мои тоже.
Тех одесситов уже давно нету. И той Одессы нет. Остались одни детские воспоминания и ощущения, которые и объяснить-то нельзя толком.
Последним оплотом старой Одессы был Привоз. Вот про него хочу немного рассказать.
Он всегда был притчей во языцех одесситов и гостей города, неиссякаемым источником афоризмов. А особого колорита Привоза я уже почти не застал, к сожалению.
История "Привоза" начинается с 1827 года, когда на Привозной площади был построен огромный рынок . С тех пор он стал главным рынком Одессы.
Одесский Привоз - не базар, не просто рынок, это образ жизни, если можно так выразиться. Раньше Привоз был только продуктовым.
Кормились одесситы в основном с него. Когда собирались на другие рынки - всегда уточняли: "Сёма, я пошла на Новый (или на Староконный, или еще куда)". А "Сёма, я пошла делать базар" - это на Привоз, ежу понятно
В советские времена и на рынках продукты стоили, в общем-то, копейки. Поэтому с "Привоза" все волокли огромные сумки. Сейчас волокут по привычке, обманывая себя, что сэкономили.
Делать базар" было принято очень рано утром, лучше к открытию. Здесь одесские хозяйки прицениваются, яростно и живописно торгуются, выбирают, ругаются, пробуют на вкус, делятся рецептами и анекдотами, жалуются на жизнь и хвалятся успехами.
Привоз – это запахи. Запах рыбы, которая умерла так давно, что пора отмечать сороковины, запах кислой капусты и сгнивших вчера фруктов, запах канализации и мусорных контейнеров. Запахов китайской резины, перегара, перезрелых дынь, дешевой парфюмерии, запахи погребов и подвалов, эта волна запахов слабонервных сбивает с ног, а крепких и привычных приведет с закрытыми глазами и без карты в нужные ряды.
- Так это я смотрю, тут хорошая бринза? И почем?
- Для всех – по 40.
- А для тех, кто тут уже стоит?
Привоз - длинный, хаотичный, кишаще-передвигающийся живой организм. Тут ты словно песчинка внутри тайфуна, тебя несет, кружит эта толпа, эти запахи, эти пестрые вывески и товары, этот шум базара, крики, музыка, смех, сигналы автомобилей...
Начинается он почти с вокзала, пускает корни в подземные переходы, протягивает щупальца во все близлежащие переулки, шумит, гремит, воняет, танцует, играет, торгует и торгуется, ворует и ругается... Привоз делится на Новый и Старый. Улица между ними - это тоже Привоз. Она заставлена контейнерами, машинами, с которых тоже продают что-то, ящиками, столами с товаром. Смотри в оба, чтоб не пропасть и не попасться.
Вот стоит настоящая продавщица с Привоза. Она редко улыбается, но всегда при параде: истинно одесские формы правильным образом подчеркнуты, накрашена «как в люди», свежий анекдот, добрый совет и отчаянный недовес – к вашим услугам.
К ней подходит не менее колоритная одесская хозяйка.
Пароль: «Здравствуйте, моя дорогая! Я по вас соскучилась!»
Отзыв: «Ты ж моя красавица! Чего сегодня хочет моя девочка?»
«Деточка, вы сегодня будете брать мясо? Так вы лучше возьмите завтра, я вам говорю. Пойдете к Славику, скажете, что вы от Наташи».
Знакомые продавцы вам близки как родственники.
Незнакомые - вас тестируют.
- И шо вы хотите за эти абрикосы?
- 8 гривен. Смотрите, какая абрикоса, это не фрукт, нет. Это – сказка! Попробуйте! Я вам сейчас выберу.
- Не надо, я сама себе выберу. Зачем вы подкладаете? Вот этот мне не кладите. И вот этот тоже.
- Смотрите, уже килограмм!
- Шо-то мне не нравится этот килограмм.
- Боже мой, так я вам добавлю! Вот еще два, нет, вот вам даже еще три. Вы видите, такой «поход», ну просто себе в убыток!
- Угу. Вот разве что сейчас тут уже скоро будет килограмм. И мы еще на контрольные весы сходим.
-Да боже ж мой, шо за недоверие! Смотрите, я доложила еще.
А разве она не может сразу взвесить точно?
Нет, не может! У нее это в крови, именно для этого она здесь. И где-то глубоко внутри она уважает покупателя за то, что он ей не верит. И потом – а в чем же цимес? В чем, если не в этой игре: обмануть-раскусить, загнуть цену – выторговать?
Да не все на Привозе обманывают! И не это на Привозе главное. Но если вы будете ходить с бессмысленной даунской пиндосовской улыбкой – покажите мне того идиота, который не захочет вас обвесить.
Ряды с одеждой упираются в ряды с рыбой и в этом есть особая прелесть, ряды овощные, мясные, молочные, ряды с крупами, с бижутерией и косметикой, ряды, где бойкие корейки продают свои соленья на развес, ряды, где люди кавказкой национальности торгуют специями и какими-то лавашами, арбузами, дынями, виноградом... Ряды, где детские игрушки соседствуют с рулонами обоев, где веники продаются рядом с похоронными венками; ряды с посудой, с ядами от вредителей, с зоотоварами и кормами на развес, секонд-хэнды и дешевые наливайки.
И рыба, рыба, снова рыба.
- Бички! Бички! Кому свежие бички?! Молодой человек! Ты ж мой красавец! Посмотри в глаза этой глоси, она уже мечтает отдаться вам по дешевке. Что? Что???? Кто воняет? Сам ты протух, урод облезлый! А камбалой по морде?!
Что еще? А, вот: на Привозе всегда кормились приезжие студенты, которые жили только на стипендию. Достаточно было пройти по рядам с деловым видом, и попробовать жратву у всех продавцов. Начинали завтрак или обед всегда с рядов квашеной капусты и моченых яблок, потом переходили в молочный корпус на предмет творога и сметаны, потом - в мясной, и заканчивали дегустацией мёда . Продавцы, конечно, видели, что пришли те еще покупатели, но, в общем, терпели: студенты снимали дань по чуть-чуть у каждого, никогда не наглели .
Все пока.
Или вы думаете, я вешаю вам лапшу на уши? Как издавна говорили в Одессе - "Чтоб я так жил с вашей женой, как это правда".