
РОДЕН (Rodin) Огюст (12 ноября 1840, Париж - 17 ноября 1917, Медон), французский скульптор, график.
Родился в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. Преодолев сопротивление отца, поступил в Школу математики и рисунка (1854-57), которая готовила мастеров художественного ремесла. В Школе преподавал прекрасный педагог Лекок де Буободран, приучавший будущих художников рисовать по памяти. Ровесник импрессионистов Роден посещает их выставки и вступает с ними в дружеские отношения. После трех неудачных попыток поступить в Школу изящных искусств начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой.
В 1864 представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза; большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже, их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике. Скульптор вылепил старого, некрасивого человека с изувеченным носом, лицо которого можно читать как книгу, столь выразительны его черты, столь изменчива поверхность при каждом новом повороте, при разном освещении, кажется, будто лицо меняется на глазах. «Маска» была отвергнута, слишком необычными были образ и форма: вся в буграх, впадинах, бороздах. Роден надолго замолчал. Проходят годы тяжелой поденной работы для других (в Брюсселе, для известного скульптора Каррье-Беллеза), изредка он дает в Салон один-два портрета.
В 1875 Роден едет в Италию через Реймс впечатления от встречи с искусством готики, Донателло, Микеланджело вдохнули в него энергию. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму; при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Родену это удалось. И хотя «Бронзовый век» вначале был встречен неодобрительно, у него нашлись заступники, и статую приобрело государство.
Роден был восхищен средневековой скульптурой, увиденной им в соборах Шартра, Амьена, Реймса и др. В «Иоанне Крестителе» (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Фигура Крестителя пронизана внутренним движением, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику.
Известность Родена растет, он получает важные государственные заказы: в 1880 оформить двери для Музея декоративного искусства. Тема, выбранная Роденом, «Врата Ада» навеяна прежде всего «Божественной комедией» Данте, отчасти поэзией Бодлера. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ними до конца жизни.
В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель» (1880, бронза); «Тень» (1880, бронза); «Три тени» (1880, бронза); «Адам» (1880, бронза); «Ева» (1881, бронза, повтор мрамор); «Прекрасная Омьер» (1885, бронза); «Данаида» (1885, мрамор, повтор бронза); «Поцелуй» (1886, бронза, повтор мрамор)
(с) http://www.peoples.ru/art/sculpture/rodin/



























































